Одним из приоритетных направлений в решении основных стратегических задач развития здравоохранения в России является внедрение и развитие информационных технологий в медорганизациях. Очень сложно представить цифровизацию медицины в отрыве от ключевых отраслевых трендов самого здравоохранения. Администрация ГБУЗ «Краевая клиническая больница №2» Приморья в лице главного врача Светланы Бениовой старается всегда идти в ногу со временем и работать на благо пациентов неизменно в русле этих современных трендов. Так, в марте 2019 года стартовал пилотный проект «Внедрение системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в МО Приморского края», в котором при методическом сопровождении ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора приняли участие 13 региональных лечебных учреждений, в том числе и Краевая клиническая больница №2.

«Каскад-Медицина» в действии

— Приступив к реализации пилотного проекта в многопрофильной медицинской организации, мы столкнулись с необходимостью систематизации огромного количества данных, сбора большого объема информации по результатам внутреннего контроля, формирования сводных и аналитических отчетов, оценки в динамике показателей по процессам как в разрезе каждого структурного подразделения, так и по учреждению в целом, — рассказал корр. портала VladMedicina.ru начальник отдела информационных технологий и защиты информации ГБУЗ ККБ №2 Александр Потылицын. — Именно это и явилось поводом для поиска полнофункциональных, эффективных и современных ИТ-инструментов для автоматизации процессов внутреннего контроля качества и безопасности. Был выбран отраслевой программный продукт «Каскад-Медицина», который на тот момент уже функционировал в медицинских организациях других регионов Российской Федерации по указанным задачам.

Система позволяет перевести в цифровое представление не только структуру учреждения, но и процессы по направлениям внутреннего контроля согласно практическим рекомендациям по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в МО, разработанных экспертами Национального института качества Росздравнадзора. Целью исследования явилось изучение возможности использования отраслевого программного продукта «Каскад-Медицина» в построении системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Поскольку именно инвентаризация и систематизация процессов, сбор данных по конкретному направлению, является отправной точкой в любом системном подходе.

Учитывая масштабность и многопрофильность стационара ККБ №2, специалисты приступили к поэтапному использованию системы «Каскад» для построения отдельных процессов системы внутреннего контроля. Для этого были поставлены следующие конкретные задачи:

  • — сбор статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности, и их анализ;
  • — разработка планов корректирующих мероприятий по устранению и предупреждению несоответствий с контролем над их исполнением на всех уровнях медицинской организации;
  • — снижение бумажного документооборота, а также временных затрат на проведение аудитов;
  • — вовлечение коллектива в процессы управления качеством и безопасности медицинской деятельности

Перед проведением внутреннего аудита с помощью системы «Каскад» была выполнена работа, касающаяся определения применимости каждого вопроса чек-листов по всем 11 направлениям практических рекомендаций к конкретному структурному подразделению медицинской организации. Данный этап необходим, поскольку не все направления внутреннего контроля универсальны и могут быть применимы в структурных подразделениях. В качестве примера можно привести откорректированный чек-лист по направлению «Идентификация личности пациентов» для кардиологического отделения, в котором отсутствуют такие вопросы, как наличие алгоритма идентификации личности пациента, находящегося в бессознательном состоянии с документами и сопровождающими, в приемном отделении, и др.

— Оптимизировав вопросы в чек-листах в разрезе структурных подразделений и направлений внутреннего контроля, мы провели вводный внутренний аудит с помощью системы «Каскад», — продолжает представлять этапы внедрения проекта внутреннего контроля качества Александр Владимирович. — На основании анализа полученных данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности, мы пришли к заключению о необходимости детализации ряда процессов. В связи с этим по проблемным местам нами разработаны собственные чек-листы, количество которых на сегодняшний день составило 25. После адаптации их структуры с учетом профильности ГБУЗ «ККБ № 2» было выполнено более двухсот аудитов, в которых задействовали преимущественно медицинских сестер, прошедших специальную подготовку. Наглядный пример — электронный журнал работ с указанием процесса, статуса, сроков исполнения, ответственного за проверку и отделения, в котором она планируется. Журнал является отправной точкой при планировании аудитов, составлении корректирующих и предупреждающих мероприятий, контроля над их исполнением не только для уполномоченного лица по качеству, но и для руководителя медицинской организации. И, конечно же, следует отметить значительное снижение бумажного документооборота в отделе внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности благодаря данной форме.

О чем расскажет цвет браслета

Вообще идентификация личности пациентов — пожалуй, наиболее актуальный и вызывающий неподдельный интерес в обществе раздел проекта. Медицинским персоналом она в основном осуществляется при помощи визуального контроля и речевого модуля, что может быть связано с возможностью возникновения ошибок человеческого фактора, приводящих к причинению вреда здоровью больного при оказании медицинской помощи.

В Краевой клинической больнице №2 организована система идентификации пациентов с использованием цветных пластиковых браслетов с нанесением на них в автоматизированном режиме необходимой и достаточной для этой цели информации.

Основная идея проекта базируется на использовании персональных идентификаторов, выполненных в форме одноразового браслета, надеваемого на руку больного, а также применение их цветовой маркировки, которая позволяет обозначить людей с риском развития жизнеугрожающих состояний, наличие высокого риска падения пациента и наличие аллергологического анамнеза. В проекте применяются возможности информационных систем и технологических процедур для определения взаимосвязи физических идентификаторов с нанесением на них не только данных о пациенте, но и штрих-кодированной информации для сопоставления этих сведений в медицинской информационной системе и лабораторном модуле.

В ГБУЗ «ККБ №2» используются следующие виды идентификационных браслетов:

  • — белого цвета — браслет пациента, находящегося в одном из структурных подразделений медицинской организации стационарных отделений;
  • — красного цвета – браслет пациента с отягощенным аллергологическим анамнезом;
  • — желтого цвета — браслет пациента с высоким риском падения;
  • — двухцветный браслет (красно-желтый) — браслет пациента с отягощенным аллергологическим анамнезом в сочетании с высоким риском падения.

Внедрение браслетов с использованием штрих-кода позволило не только предотвратить ошибки идентификации пациентов и избежать расходов, связанных с устранением последствий таких ошибок, но и предоставило существенные преимущества. Регистрация больного в момент его поступления в приемное отделение с использованием автоматизированного ввода информации и системы проверки данных заметно ускорило процессы оформления документации. Также система идентификации предоставляет одновременный доступ к электронной истории болезни пациента и информации относительно назначения инструментальных исследований и лабораторной диагностики, создавая более точный план действий по верной подготовке и приему лекарств.

Мобильные устройства и фотофиксация

Еще один современный инструмент аудитора – приложение для мобильных устройств. Это так называемый мобильный клиент или электронный чек-лист. В данном случае доступ для проверяющего предоставляется только к конкретному назначенному аудиту, но функционал приложения можно настраивать, то есть не только использовать для проверки, но и просматривать его результаты, формировать отчеты. Это значительно упрощает работу аудитора — теперь ему не нужен ворох бумаг, он заполняет чек-лист на мобильном устройстве, проставляя однозначный ответ на каждый вопрос в цифровом формате 5 («да») или 0 («нет»), далее автоматизированный процесс формирует отчет. Все это позволяет существенно сэкономить время как самой проверки, так и анализа собранных данных.

Как подчеркивает специалист, также следует отметить объективизацию контроля — появилась возможность фотофиксации несоответствия и по текущей выполняемой проверки, и в части произвольной регистрации проблемных моментов. Например, в ходе аудита по направлению «Лекарственная безопасность. Фармаконадзор» обнаружено отсутствие знака «Осторожно, мокрый пол» при проведении влажной уборки в одном из структурных подразделений. С помощью «мобильного клиента» можно провести фотофиксацию несоответствия, выбрав нужное направление, в данном случае «Безопасность среды в медицинской организации. Организация ухода за пациентами, профилактика пролежней и падений», в карточке дефекта. В последующем на каждый подобный внеплановый дефект оформляется план корректирующих мероприятий.

Таким образом, достоинством использования программного продукта «Каскад» является организация учета данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности, не только с возможностью формирования аналитических отчетов, но и оценки показателей процессов в динамике. При этом составленные планы корректирующих мероприятий по устранению и предупреждению несоответствий позволяют контролировать их исполнение ответственными лицами со значительным сокращением как бумажного документооборота в работе системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, так и времени на проведение аудита.

По словам Александра Потылицына, в ходе внедрения данного программного продукта возникают неизбежные трудности технического порядка, но несмотря на это был получен ряд объективных положительных результатов. Так, автоматизация процессов внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности позволила решить отдельные задачи в эффективном управлении ресурсами лечебного учреждения. Процесс оперативного получения информации позволил проводить поиск причин несоответствий или нежелательных событий, составлять планы корректирующих мероприятий по их устранению и предупреждению, а также принимать оптимальные управленческие решения.

Информатизация на всех уровнях

Конечно, информатизация деятельности лечебного учреждения только внедрением программного комплекса «Каскад» не ограничивается. Благодаря ответственной и дальновидной политике руководства и профильной службы Краевой клинической больницы №2, современные IT-технологии реализуются здесь на всех уровнях и в разных форматах. В частности, разработан и внедрен в эксплуатацию программно-аппаратный комплекс для просмотра и хранения цифровых диагностических исследований (компьютерная томография, рентгенологические снимки, УЗИ-исследования) в локальной PACS-системе для всех отделений и автоматизированных рабочих мест стационара.

В 2019 году выполнены работы по проектировке дизайна и концепции корпоративной информационной системы «Портал», разработан описательный блок алгоритмов, на сервере опубликован программный модуль с целью коммуникации сотрудников всех уровней внутри учреждения, создания локальной базы документов и шаблонов документов для удобного поиска и использования в работе, ведения новостной ленты, создания справочника пользователей, интеграции с сервисами ТФОМС ПК, и т.д.

— Таким образом, на сегодняшний день мы располагаем обширным, удобным и понятным электронным функционалом, — констатирует начальник отдела информационных технологий и защиты информации. — Это полноценный локальный чат с возможностью создания групповых комнат для переписки, раздел системы менеджмента качества, содержащий в себе 11 направлений со всеми разработанными и утверждёнными документами в стационаре, блок анкет и опросов, отчеты внутренних аудитов, обучающие мероприятия со ссылками на материалы вебинаров и конференций в рамках системы здравоохранения. Создан и ведется электронный журнал по учету пролежней и падений в стационаре ГБУЗ «ККБ №2», банк документов различных направлений и ориентированности, в том числе вся нормативная и методическая документация о COVID-19.

Что касается оптимизации работы конкретных лечебно-диагностических служб, то это модуль для Приморского краевого офтальмологического центра с возможностью формирования расписания и записи пациентов на консультацию с целью решения вопроса об оперативном вмешательстве с возможностью печати автоматически формируемого направления, что существенно сокращает время работы регистраторов и врачей-офтальмологов. Есть программа для Приморского краевого центра диабета и эндокринных заболеваний с возможностью учета пациентов с редкими формами заболеваний, в процессе разработки программа для Краевого гематологического центра (информационная система «Гемакон»), которая позволит полностью автоматизировать бизнес-процессы клинической трансфузиологии от заявки до списания компонентов крови в стационаре ГБУЗ «ККБ №2» с аналитикой по требованиям законодательства. И это далеко не полный перечень новых цифровых возможностей известной всем жителям Приморья Больницы рыбаков во Владивостоке.

За каждым вышеуказанным разделом и направлением стоит кропотливый, ответственный, технически крайне сложный и творческий труд IT-специалистов Краевой клинической больницы №2. Каждый из них на своем месте обладает желанием, волей, и, главное, возможностью прилагать все силы для развития приморского здравоохранения, внедряя новые электронные сервисы и информационные системы, направленные на улучшение здоровья населения и призванные обеспечить доступность и безопасность получения жителями края качественной медицинской помощи в конкретном медучреждении.

English EN Russian RU