Новые подходы к лечению болезней крови
Ситуация с онкогематологической заболеваемостью, особенно в крупных городах, стоит довольно остро и требует новых подходов и актуальных концепций в оказании специализированной медицинской помощи таким пациентам. В частности, речь идет о внесении соответствующих изменений в раздел «Борьба с онкологическими заболеваниями» национального проекта «Здравоохранение». А в Приморье на уровне субъекта федерации уже предпринимаются конкретные шаги и меры по совершенствованию данного вида помощи и улучшению качества лечения онкогематологических больных. В чем они заключаются, насколько будут действенными, и какие вопросы позволят решить в первую очередь, в интервью порталу VladMedicina.ru рассказал заведующий отделением гематологии ГБУЗ «Краевая клиническая больница №2» и главный внештатный гематолог департамента здравоохранения АПК Сергей Дубов.
Указующие знаки судьбы
— Сергей Константинович, гематология – специальность достаточно редкая и сложная, какими путями к ней пришли?
— Я поступал во Владивостокский медицинский институт с группой одноклассников из с. Хороля. Удивительно, но все семь одноклассников поступили. Хотя выбор будущей профессии для меня в то время был не очевиден – родители и их друзья-военнослужащие настаивали на поступлении в Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище, но сам я больше тяготел к медицине — со школьной скамьи увлекался чтением научно-популярной и медицинской литературы и даже мечтал стать врачом-офтальмологом. Как и многие школьники советского времени разносторонне развивался, что, считаю, и склоняло к выбору профессии врача: посещал секции и занимался боксом, футболом, волейболом, любил играть в шахматы, рисовать, читать, окончил музыкальную школу.
Получив диплом о среднем образовании только с четверками и пятерками, золотой значок ГТО и удостоверение тракториста-машиниста, документы подал все-таки в военное училище. Вступительные экзамены и физподготовку сдал достойно, а при прохождении медкомиссии в кабинете окулиста вышел прокол – я заблаговременно выучил наизусть таблицу, так как зрение слегка было снижено, но нижние две строчки оказались заклеены и врач попросила читать с третьей, о чем я не догадывался. Тут и попал впросак. Она все поняла и напутствовала, коли уже попался, осваивать медицину. Так что у судьбы имелись на меня свои планы – я успел заскочить в последний вагон и успешно поступить в ВГМИ.
— Когда произошло первое знакомство с Больницей рыбаков?
 — На четвертом курсе я проходил здесь обучающий практический цикл по внутренним болезням, и как раз тогда заинтересовался гематологией, впоследствии «с головой» ушел в эту необычайно интересную и загадочную медицинскую специальность. С большим интересом изучал морфологию клеток, биологические причины возникновения злокачественных опухолей. Так как в крае ощущался острый дефицит гематологов, у Валентины Михайловны Глазуновой, курирующей гематологию на кафедре внутренних болезней и являющейся в то время главным внештатным гематологом края, возникла идея сформировать отдельную группу студентов для целенаправленного обучения этой специальности и последующего распределения в районные больницы Приморья. Я вошел в их число и прошел углубленную подготовку по гематологии.
После окончания вуза поехал в Спасскую ЦРБ, предложил себя в роли будущего районного гематолога, но там к этому предложению оказались не готовы. Не нашлось сразу ставки и в Больнице рыбаков. Пришлось вернуться в родной район, проходить интернатуру по терапии в Хорольской больнице, когда вновь по судьбоносному звонку от Валентины Михайловны, получил приглашение продолжить интернатуру и последующее трудоустройство гематологом в Больницу рыбаков. Также очень благодарен Антонине Петровне Алексашкиной (главному врачу Больницы рыбаков в тот период), коллегам-гематологам, коллегам других клинических специальностей, кто помогал моему становлению.
— И на какой участок гематологического фронта вас бросили?
— В то время во Владивостоке и крае существовали серьезные провалы в диагностике и лечении нарушений свертывающей системы крови, и мой педагог и наставник в профессии стала усиленно меня готовить по данному направлению. Эта категория пациентов не была охвачена должным образом, и я начал постепенно устранять эти недостатки и восполнять пробелы. Прошел обучение на кафедре пропедевтики внутренних болезней Алтайского медицинского института у легендарного профессора, основоположника современной отечественной гемостазиологии — Зиновия Соломоновича Баркагана. Участвовал в создании Приморского общества больных гемофилией и болезнью Виллебранда, взял это направление под свое крыло и опеку, стоял у его истоков.
Изучение и коррекция нарушений свертывающей системы крови, лечение тромбозов, различных кровотечений, синдрома ДВС стали моим профессиональным коньком, я консультировал по данной проблеме многие стационары Приморья, в том числе совместно с центром медицины катастроф. Сегодня продолжаю эту работу, активно взаимодействую с коллегами, более 10 лет являюсь главным внештатным гематологом департамента здравоохранения АПК, приняв эстафету от своего первого учителя и наставника – Валентины Михайловны.
 
Гематологию – в нацпроект «Здоровье» 
— Что-нибудь изменилось в системе оказания гематологической помощи с приходом в Краевую клиническую больницу №2 в 2014 году нового главного врача Светланы Бениовой?
— Безусловно – в Светлане Николаевне мы сразу почувствовали настоящего реформатора» человека готового и способного менять сложившуюся структуру, побуждать коллектив к развитию отстающих направлений, к внедрению новых технологий в больнице.
С самого начала 3-е терапевтическое отделение, которое занималось болезнями крови, было реорганизовано в гематологическое. В дальнейшем это ознаменовало начало нового этапа в оказании профильной помощи, сделав ее более качественной и доступной, в том числе получив уровень высокотехнологичной медицинской помощи. Светлана Николаевна продолжает  выступать сторонником значимых преобразований и проводником актуальных передовых идей, несмотря на достигнутые улучшения.
— В России в начале этого года был дан старт национальному проекту «Здравоохранение» — в него вошла помощь по гематологическому направлению?
— Это один из самых больных вопросов, который как раз обсуждался совсем недавно на расширенном экспертном заседании с участием представителей власти, пациентских организаций и ведущих специалистов в данной области. Сегодня изменились подходы к терапии гематологических заболеваний, появились эффективные препараты нового поколения, существенно изменившие качество лечения таких больных. При этом в Приморском крае еще несколько лет назад была проведена масштабная работа по улучшению обеспечения пациентов с онкогематологическими заболеваниями необходимыми лекарственными средствами. Сегодня наши пациенты получают все необходимые лекарства в рамках федеральных и региональных программ, средств ОМС — «12 высокозатратных нозологий»,  «онкогематология», «орфанные заболевания». В этом плане наш регион – один из лучших в стране.
Между тем на всероссийском уровне остается ряд вопросов по доступности и качеству обеспечения медицинской и лекарственной помощью этих больных. Решить их на достойном финансовом уровне как раз позволит включение онкогематологического направления в нацпроект «Здравоохранение». В первую очередь это диагностические задачи — создание лаборатории молекулярно-генетических исследований, обучение специалистов, а также обеспечение современными таргетными препаратами с целью проведения дорогостоящей химиотерапии на местах. В профессиональном сообществе надеются, что эта помощь войдет отдельной строкой в нацпроект «Здравоохранение». Главное, что наша инициатива в данном вопросе нашла отклик у руководства региона и депутатского корпуса.
— Какие изменения и преобразования ждут гематологическую службу Приморья в ближайшей перспективе?
— В первую очередь они касаются обновления и модернизации отделения гематологии Краевой клинической больницы №2, которое я возглавляю. Благодаря инициативе главного врача мы завершаем капитальный ремонт, который позволил значительно улучшить условия пребывания пациентов и качество работы медперсонала — увеличились площади палат и вспомогательных помещений, площадь процедурного кабинета.Мы сумели дополнительно оборудовать семь комфортных палат, в каждой из которых размещается не более трех человек.
Глобальные строительные работы организованы в крыле, где разместятся дневной стационар, сестринский пост и амбулаторный прием. Кроме того, администрацией прорабатывается грамотная маршрутизация пациентов. Все работы мы планируем завершить уже в сентябре, объединив подразделения в гематологический центр.
На пороге больших перемен
— Насколько актуально открытие дневного стационара?
— Это действительно важное и актуальное направление – дневные стационары в Приморье по гематологическому профилю отсутствуют. Мы получили лицензию и планируем активно внедрять этот очень востребованный формат для работающих и активных городских жителей, которым не нужна круглосуточная койка. Тем более, ряд препаратов, предусмотренные программами обеспечения (в т.ч. «12 ВЗН»), предполагают терапию на амбулаторном этапе. Кстати, для пациентов дневного стационара, рассчитанного на 10 коек, у нас появится отдельный вход.
— Сергей Константинович, какими располагаете лечебно-диагностическими возможностями, и насколько остро стоит проблема гематологической заболеваемости в Приморском крае?
— Отделение гематологии Краевой клинической больницы №2 рассчитано на 50 коек, ежегодно к нам поступает на стационарное лечение свыше 900 пациентов, в тоже время, на амбулаторном этапе за консультацией к гематологам края обращаются порядка 10 тысяч приморцев в год. В отделении оказывается в том числе высокотехнологичная медицинская помощь по профилям «гематология» и «онкология» — до 160 случаев в год.
В структуре госпитализаций преобладают лейкозы (80%), оставшуюся часть занимают анемии, патология свертывающей системы и лейкемоидные реакции. В последние годы в своей работе применяем такие прогрессивные методики, как химиотерапия со стратегией снижения кардиотоксичности, иммуносупрессивная терапия со стимуляторами продукции тромбоцитов и эритроцитов, используем современные таргетные препараты — моноклональные антитела, ингибиторы протеинкиназы, и др. Единственное отделение в крае, где проводится высокодозная химиотерапия. А Краевая станция переливания крови обеспечивает нас всеми необходимыми трансфузионными средами и концентратами. Замечу, что все дорогостоящие лекарственные препараты наши пациенты получают бесплатно: какая-то часть финансируется за счет федерального бюджета, какая-то – по линии регионального и ОМС. Что касается общей заболеваемости — в среднем по Приморью, то она составляет 13,5 случаев на 100 тысяч населения, во Владивостоке намного выше — 17.
— Повлиять на ее показатели в ваших силах?
—  Рост заболеваемости и распространенности гематологических заболеваний мы прежде всего связываем со старением населения, проживанием в промышленно развитых и экологически неблагополучных городах, поэтому по большому счету на заболеваемость мы повлиять не можем – только повысить уровень диагностики и эффективность лечения. Здесь есть определенный парадокс – чем успешнее мы лечим, тем больше становится пациентов, т.к. они дольше живут.
В любом случае в результате всех озвученных выше мероприятий мы намерены значительно увеличить продолжительность жизни, улучшить ее качество и снизить смертность. Сегодня задан новый вектор развития службы, мы стоим на пороге больших перемен, когда параллельно становятся более комфортными условия пребывания больных в стационаре, расширяются лечебно-диагностические возможности, повышается доступность лекарственного обеспечения и внедряются эффективные инновационные схемы терапии гематологических больных.
  По материалам с сайта VladMedicina.ru
$("body").on("click", "#modal_bg", function () { $('.modal').removeClass('active'); });
English EN Russian RU